Не все потеряно: ГАТОБ зовет в музей

By  |  502 views0 Comments

То, о чем люди помнят или узнают до сих пор, пусть даже сегодня – вечно. В ГАТОБ в понедельник, 14 марта, открылась уникальная экспозиция, в которой нашли свое место костюмы тогдашних звезд/сегодняшних легенд оперного искусства, эскизы к ним и к декорациям, раритетные театральные афиши знаменитых постановок театра, начиная с 30-х годов прошлого века.

…Вот на фото участники первой декады казахского искусства сфотографировались в Москве на перроне, дата, на минуточку — 1936 год. А вот наброски костюмов к балету «Лебединое озеро», сделанные в 1944 году. Или афиша оперы «Кыз-Жибек»: 2,5,10 мая 1945 года, музыка Е.Г.Брусиловского, либретто А.Мусрепова, и сама Куляш Байсеитова в главной роли…

DSC_9657

Толща времени волнует и кружит голову, когда соприкасаешься не просто с воспоминаниями очевидцев, но его овеществленными приметами, артефактами. Их рисовали, держали в руках, надевали на себя, выходя на сцену…

DSC_9621

Список представленных имен по-настоящему впечатляющ. Исполнители, художники, музыканты: авангардист, «фантастический экспрессионист», иллюстратор, декоратор, писатель Сергей Калмыков; русская советская балерина и педагог Галина Уланова; главный художник Казахского государственного театра оперы и балета Гульфайрус  Исмаилова; советская казахская оперная певица драматическая актриса Куляш Байсеитова; советский казахский оперный и камерный певец актёр, педагог, Народный артист СССР Ермек Серкебаев и многие другие.

DSC_9720

DSC_9722

Судьбы этих людей были тесно связаны с Казахским Государственным Академическим Театром оперы и балеты им.Абая, а он, в свою очередь, долгие годы был, и несмотря на перенос столицы, до сих пор остается важнейшим центром культурной жизни всего Казахстана.

На презентации театрального музея нить времен соединила, разрезав ленту его открытия, оперная казахская примадонна Народная артистка СССР Бибигуль Ахметовна Тулегенова.

DSC_9580

Она, руководитель ГАТОБ Аскар Бурибаев, меценат Маргулан Сейсембаев, глава частного культурно-просветительского фонда Досым Сатпаев, режиссер Ермек Турсунов в приветственных словах говорили об истории города, его наследии, сохранении культурного статуса Алматы, о людях, которые создали и прославили театр, будучи настоящими энтузиастами своего дела, свято верившими в то, что искусству по силам изменить мир.

DSC_9460

Гаухар Сатпаева, начальник отдела PR-проектов департамента по связям с общественностью АО «Казкоммерцбанк» рассказала minimagazine.kz, что идею создания музея подал ее супруг, политолог и глава Частного фонда  Досым Сатпаев. На то, чтобы реализовать задуманное понадобилось чуть больше полугода. Наименьшее количество времени, как ни странно, ушло на… привлечение финансовых средств для проекта.

DSC_9568

Гаухар говорит: «Потом была разработка концепта. Мы хотели сначала поставить только витрины с костюмами и повесить пару афиш. Однако, человек предполагает, а Бог располагает. Спустившись в подвалы и различные склады театра, мы обнаружили эскизы к спектаклям, эскизы к костюмам, множество раритетных афиш. Естественно, мы сочли преступлением не показать такое богатство алматинцам и гостям нашего города».

DSC_9457

Но, разумеется, как признается Гаухар, они бы не смогли осуществить такой проект одни. В него внесли свою лепту многие: Маргулан Сейсембаев (подпитал финансово), руководство театра (в частности, директор ГАТОБ Аскар Бурибаев, поддержавший идею), сотрудники театра (которые помогали делать экспозицию), известный искусствовед Валерия Ибраева (согласившаяся стать куратором зала эскизов и афиш), Виктор Харченко (на нем лежала оцифровка архивных материалов), агентство «MOVATORS idea farm» и Дмитрий Щеголихин (сделавшие дизайны всех текстов, стендов и т.д).

Также как много лет назад сам театр создавался кучкой энтузиастов, так рождался и этот музей. Неоспоримая ценность проекта, как для участников, так и для конечного продукта — консолидация творческих людей и профессионалов.

Если говорить о трудностях, возникавших на пути, то, как обычно бывает, выделить одно нельзя — все время какие-то помехи и барьеры возникали. Но когда есть четкая цель, все преодолимо. Например, долго не находились манекены для костюмов. В Казахстане их нигде и никак не производят. Однако все получилось: часть привезли из России (студия, где их заказали, делала манекены для музея Мариинского театра), вторую часть — из Турции. Самым трудным моментом стал выбор материалов музея: организаторам хотелось показать все, что нашлось в театре, но площадь не позволила.

Но вернемся к основным целям задуманного. Их несколько: во-первых, театру в этом году исполнилось 82 года, он и формально, и фактически – огромный культурный пласт истории страны, а музея у него до сих пор нет. Во-вторых, его организаторы и создатели хотели подчеркнуть статус Алматы как культурной столицы. Все знают, что в последние годы самые «интересные» и «важные» новости и обсуждения, которые кочуют по СМИ и соцсетям, связаны с пищей материальной, а не духовной. Надоело превращать Алматы в город, который может хвастаться высокой плотностью ТРЦ и мировых сетевых производителей фастфуда на один квадратный километр. В-третьих, участники проекта хотели на своем примере показать, что частные инициативы и локальные проекты эффективны и возможны. Именно они могут поменять ситуацию не только в культуре, но и в образовании, в науке. В любой сфере.

- Каким образом горожане, иностранцы и все желающие из других регионов страны смогут увидеть экспозицию?

Музей пока будет работать только во время спектаклей. Покупая билет на любую постановку, зритель имеет возможность заодно посмотреть экспозицию. Можно считать, что таким образом придумана некая альтернатива буфету (смеется).

Нужны каталогизация и учет

валерия

Своими впечатлениями от работы над проектом нового музея поделилась с MINI и  искусствовед Валерия Ибраева.

- Чем лично вас заинтересовал этот проект, почему он оказался вам близок и по душе? 

- Когда Джордж Сорос закрывал финансирование Центра Современного искусства, а я сопротивлялась, он  таким образом объяснил свою позицию: «Я вам помогал встать на ноги, но теперь у вас в стране много своих богатых людей. Почему я должен помогать вашей культуре?».  Вот этот проект и  был интересен, в том числе и тем, что это местные деньги, и местная инициатива, где меценатом выступил Маргулан Сейсенбаев. Кроме того, меня действительно восхитило то упорство, с которым Досым и Гаухар возились в этой плотницкой, искали костюмы, афиши, заказывали манекены и витрины. А уж когда дело дошло до театральных эскизов, то для меня задачка стала просто интригующей – во первых, встал вопрос  атрибуции, а во вторых – проблема их экспонирования.

- Что было сложнее всего делать (решить, найти, понять)? 

- Сложности, с которыми мы столкнулись – отбор эскизов для выставки, поскольку их, на самом деле, очень много. Нужно было выбрать те, которые бы смогли кратко охарактеризовать  развитие сценографического искусства в Казахстане.

На начальном  этапе в театре работали репрессированные  (В.Теляковский) и местные художники (К.Ходжиков), чуть позже подключились эвакуированные мастера (А. Петрицкий). Далее нужно было  показать работу художников в нормальном, более человеческом режиме – это уже 60-70-е годы  А.Ненашев, Г.Исмаилова, очень забавные эскизы костюмов к опере «Братья Ульяновы» М. Виноградова. 

- В чем новизна данного выставочного решения?

- Новизны большой нет, это скорее, классическая развеска, правда, выстроенная  не по хронологии, как полагается, а по персоналиям. Дело в том, что в неприспособленном для выставок пространстве нужно прилаживаться к  данностям – стенам, освещению, дверным проемам, которых очень много в зале. Вот я повесила Калмыкова около двери (мы работали в запертом помещении, чтобы не мешать репетициям), а потом с ужасом спросила – а в какую сторону она, собственно, открывается? Потому что, сами понимаете, если вовнутрь, то эту с  трудом найденную сенсацию, видно не будет. К счастью, повезло.

- Каковы перспективы театрального музея? Чего планируется достичь с его помощью?

- Для дальнейшего развития и функционирования  музея нужны обязательное изучение и атрибуция всех находок, их каталогизация и учет. У нас в стране  нет специального театрального музея, то, что сохранилось  в театре – это остатки филиала Центрального музея Казахстана. И я очень рада, что работа по созданию началась и, как мне кажется, довольно успешно.

***

Подытоживая. Культура, увы, находится на последней строчке списков бюджетов, выделяемых для развития той или иной отрасли. Как во всей стране, так и в Алматы. Но пока есть неравнодушные люди, любящие свой город, уважающие его историю и сохраняющие память для новых поколений,  не все потеряно. Поэтому, добро пожаловать в театрально-историческое Зазеркалье, туда, где люди-Легенды начинали свой путь, а многие постановки становились культурным достоянием всей Республики.

Текст: Яна Дексова

Фото: Роман Егоров, Гульнар Танкаева

You must be logged in to post a comment Login

WP-Backgrounds Lite by InoPlugs Web Design and Juwelier Schönmann 1010 Wien